1. Понятие и сущность налогов
Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.
Значимые характеристики нал платежа:
Законодательная основа
Обязательность
Индивидуальная безвозмездность
В пользу субъектов публичной власти. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая).
2. Виды налогов и их характеристика
По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.
К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще. Относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление). В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги. К
В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.
К федеральным налогам в настоящее время относятся:
• налог на прибыль предприятий и организаций;
• налог на доходы физических лиц;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• таможенные пошлины;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• единый социальный налог;
• государственная пошлина;
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
• налог на операции с ценными бумагами;
• налог на игорный бизнес;
• лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги и сборы.
Налоги субъектов Российской Федерации:
• налог на имущество предприятий;
• налог с продаж;
• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, а также некоторые другие налоги и сборы.
Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.
В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:
сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.
3. Осн-е эл-ты закона о налогообл объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;;
налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки .
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
5. Налоговые механизмы в конце XIX в. – в начале XX в. Основы налоговой системы России конца XIX — начала XX в. были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 гг. К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882—1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога. До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. В России основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог состоящий из двух основных компонентов:
6. НС до реформ 30-х годов. Основными этапами в налоговой истории России послереволюционного периода можно считать следующие.
Первый этап довольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:
фактически введенный в действие подоходный налог, основные положения которого достаточно существенно отличались от его дореволюционного предшественника;
промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие, не национализированные предприятия;
акцизы;
государственная пошлина;
5%-ный сбор с оборота торговых предприятий;
сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;
сбор в фонд детского питания.
Второй этап в развитии системы налогообложения в постреволюционный период был связан с Гражданской войной и мероприятиями военного коммунизма. Его основными характерными чертами были ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, введение так называемых чрезвычайных налогов и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.
Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закончившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неизменной, в нее постоянно вносились изменения и дополнения.
studfiles.net
1. Сущность налогов.
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]
В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.[2]
Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции (т.е. — дань, принудительный денежный побор). Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо. Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит, прежде всего, от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база — это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка — это размер, в котором взимается налог.
Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления, способы и сроки уплаты и взимания налогов. Порядок исчисления налога — конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
Налоги выполняют пять важнейших функций, в каждой из которых проявляется их сущность и реализуется назначение как инструмента финансовой политики.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальнуюфункцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ: научно-технических, экономических и других. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно — денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика, где центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
studfiles.net
1. Сущность и назначение налогов.
Государств.регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого и косвенного воздействия. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит успешность и результативность принимаемых эк.решений.
Устанавливая налоги, предоставляя льготы, изменяя ставки налогообложения государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одном направлении и сдерживает ее в другом, исходя из общих национальных интересов.
Налоговый механизм применяется для снятия соц.напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечение политической стабильности и создание условий для благоприятного экономического роста.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.
Налоговые поступления являются источником формирования бюджета государства.
Налог — это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж взимаемый организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для пополнения бюджетов разных уровней.
Налог является экономической категорией, т.к предназначен для мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства.
Налогообложение — это полный процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, а так же защита прав и интересов участников данного механизма.
Сбор — это обязательный взнос взимаемых с организаций и физ.лиц, уплата которого является основным условием совершения юридически значимых действий, включая выдачу различных прав и разрешений ( лицензии).
На ряду с налогами и сборами, также можно выделить основные элементы налогообложения:
1. Носитель налога — это лицо, которое несет на себе налоговое бремя.
2. Налоговый агент -это лица, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность по исчислению и удержании у налогоплательщика соответствующую сумм налогов, а так же перечисления их в бюджет.
3. Сборщики налогов и сборов — это уполномоченные лица, принимающие от налогоплательщиков налоги и сборы перечисляющие их в бюджет.
4. Резиденты — это лица, постоянно пребывающие в государстве.
5. Нерезиденты — лица не имеющие постоянного местоприбывания в государстве.
6. Субъект Налогообложения — реальное имущество ( земля, автомобиль и прочее), а также не материальные блага (госдарст.символика, эк.показатели и т.д.).
7. Объект налогообложения — это юр.факт, который обуславливает и обязывает субъекта платить налог (владение имуществом, совершение сделки купли продажи и т.п.).
8. Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
9. Налоговые период — это срок в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.
10. Налоговая ставка — это размер налога на единицу налогообложения.
2. Экономическая и правовая природа налогов и сборов.
Налог, как экономическая категория выражается в сборе и мобилизации ресурсов поступающих в распоряжение государства, за счет налогов и налоговых поступлений формируются бюджеты РФ. Порядок исчисления налоговой базы, налоговой ставки, порядок и сроки уплаты налогов регултруются налоговым кодексом РФ 1 и 2 часть, а также иными нормативно-правовыми актами.
Сущность налогов проявляется через их функции:
1. Фискальная функция — данная фунуция является основной, т.е с помощью налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы государства, из этих же ресурсов происходит финансирование основных функций государства (пополнение бюджета).
2. Экономическая — государство с помощью налогов влияет на развитие отдельных отраслей и экономики в целом. Стимулирование происходит за счет снижения налогового бремени и снижения налоговых ставок.
3. Распределительная функция — выступает ввиде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП, путем введения новых налогов, либо отмены старых, а также через сокращение налоговой базы государство влияет на распределение доходов.
4. Стимулирующая — данная функция проявляется в диференциации налоговых ставок. Введение дополнительных налоговых льгот, а также оказание поддержки малому бизнесу.
5. Социальная функция — данная функция существует для поддержания соц.обеспечения и страхования граждан, выражается в получении льгот и вычетов связанных с расходами произведенными в благотворительных целях, в целях поддержки инвалидов и т.п.
6. Контрольная функция — налоги выступают, как зеркало различных эк.процессов, анализируя налоговые поступления можно сделать оценку о развитии и стабильности экономики в целом, а также об эффективности действующей налоговой системы.
studfiles.net
Сущность налога и налоговой системы, виды налогов. Экономическая сущность налога на прибыль :: BusinessMan.ru
Для того чтобы государство могло оказывать влияние на состояние экономики, ему необходимы определенные финансовые ресурсы. Их источником выступают налоги и сборы, которые направляют средства в государственный бюджет.
Сущность налога и налоговой системы
Для того чтобы лучше понимать суть темы, лучше изначально определить значение ключевых терминов.
Под налогом стоит понимать обязательный платеж, который государство взимает с организаций и физических лиц. Он имеет форму отчуждения средств, полученных плательщиками в процессе ведения хозяйственной деятельности или оперативного управления финансами. Цель такого отчуждения предельно проста и сводится она к финансовому обеспечению деятельности государственных образований и муниципальных учреждений.
Когда речь идет о сборе, имеется в виду обязательный взнос, который также взимается с физических лиц и компаний, но в этом случае уже для действий со стороны государства, находящихся в интересах плательщиков.
Что касается налоговой системы, то этот термин используется для определения совокупности правовых и экономических отношений, складывающихся на основании процесса перераспределения ресурсов, имеющих денежное выражение. Другими словами, это одностороннее принудительное изъятие определенной части доходов индивидуальных и корпоративных собственников для последующего общегосударственного пользования данных ресурсов.
Сущность налога и его функции
Определить суть налогов и сборов будет значительно легче, если изучить ключевые функции, которые они выполняют.
Первая функция — фискальная. Это означает, что налоги являются основным инструментом, при помощи которого происходит формирование государственных финансовых ресурсов. Речь идет о внебюджетных и бюджетных фондах.
Вторая функция, раскрывающая сущность налога — это регулирующее или экономическое воздействие. При помощи различных налогов государство способно стимулировать и оказывать другие виды воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов. В качестве цели такого воздействия можно определить количественное и качественное регулирование параметров воспроизводства.
Важно отметить и тот факт, что налоговую систему определяет не только совокупность сборов и налогов. Важную роль играют принципы ее построения, которые фиксируются в условиях налогообложения. Таким образом, подобная система — это порядок изменения, ведения, установления и отмены различных обязательных платежей в бюджет. К данной системе можно отнести и порядок распределения полученных государством средств между различными видами бюджетов. Сущность налога характеризуется также регулированием обязанностей и прав плательщиков, ответственностью субъектов налогообложения и организацией контроля и отчетности, которые касаются процесса уплаты.
Косвенные налоги
Этот вид налогов включается в форме надбавки в цену товара или услуги. Они не имеют прямого отношения к имуществу или доходам плательщика. Но они непосредственно связаны с выручкой. Это означает, что собственник предприятия, оказывающего какие-либо услуги или производящего любую продукцию, отчисляет в пользу государства определенную сумму из прибыли его компании. При этом именно потребитель оказывается конечным плательщиком косвенных сборов, ведь он покупает товар или услугу по стоимости, в которой уже учтена уплаченная государству сумма.
Эта информация позволяет значительно лучше понять сущность налогов. Если обратить внимание на Российскую Федерацию, то к группе косвенных можно отнести налог на реализацию горюче-смазочных материалов, таможенные пошлины, НДС и акцизы.
Прямые налоги
Этот вид обложения устанавливается на конкретное направление деятельности, имущество и доход. Если обратиться к историческим данным, то можно увидеть, что подобный способ наполнения бюджета был наиболее ранней формой, которую использовали для сбора финансовых средств в государственных интересах.
Без этого вида обложения трудно представить сущность налога и налоговой системы. Виды налогов в России, попадающие в данную категорию — это отчисления социального характера во внебюджетные фонды, любые виды подоходного налога (на прибыль или доход предприятий, равно как и физических лиц), а также имущественные сборы.
Федеральные и региональные налоги
Обращая внимание на категорию выплат, которая определяется как федеральные отчисления, стоит отметить, что это платежи, являющиеся обязательными на всей территории РФ. Устанавливаются они Налоговым кодексом. Все средства, собранные данным путем, поступают в федеральный бюджет. Что касается порядка распределения поступивших ресурсов между бюджетами разного уровня, то он может изменяться под влиянием особого представительского органа государства.
Под региональными подразумеваются платежи, обязательные к отчислению на территории конкретных субъектов РФ. Сущность и элементы налога такого типа выглядят следующим образом: региональный налог включает льготы, ставку (в тех пределах, которые установлены НК) сроки и порядок уплаты. К основным элементам можно отнести также форму отчетности по определенному региональному сбору.
Другие виды
Вникая в суть налоговой системы, стоит рассмотреть и другие виды платежей. Начать стоит с общих налогов. Их основная миссия — это обеспечение капитальных и текущих государственных расходов. Те средства, которые поступают от таких сборов, не имеют изначально определенного направления использования. Это может быть подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.
Регрессивный вид характеризуется тем, что величина изъятия обратно пропорциональна той стоимости, которую имеет объект обложения. А вот в случае с прогрессивными налогами ставка увеличивается по мере того, как растет стоимость объекта.
В группу пропорциональных сборов можно отнести те виды обложения, которые устанавливаются в фиксированном проценте по отношению к налогооблагаемой базе (имущество плательщика или его доход) независимо от того, какую она имеет величину.
Существуют также специальные налоги. Их характеризует целевое назначение, поскольку они привязаны к конкретным расходам государства или специальным внебюджетным и бюджетным фондам. К этой группе можно отнести отчисления, которые поступают в дорожные и федеральные внебюджетные фонды социального характера, а также платежи за природные ресурсы, земельный налог и др.
Обратить внимание нужно и на местные налоги. Для их установления и введения в действие используются нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления. Важным является тот факт, что лишь на территории соответствующих муниципальных образований уплата таких сборов будет рассматриваться, как обязательная.
Налог на прибыль
Этому виду платежей стоит уделить особое внимание поскольку он является одним из ключевых способов привлечения средств в федеральный бюджет. Сущность налога на прибыль сводится к тому, что в качестве объектов обложения определяются все организации и предприятия, которые являются юридическими лицами.
Причем формы собственности и хозяйствования не имеют в данной ситуации значения, главное, что присутствует факт ведения предпринимательской деятельности.
Плательщики налога на прибыль
Чтобы понять сущность налога на прибыль организаций, нужно определить, какие компании и предприятия являются в данном случае плательщиками. Для этого есть смысл выделить две ключевые группы:
— Иностранные организации, которые для осуществления своей деятельности в РФ используют постоянные представительства. Сюда можно отнести и компании, получающие прибыль на территории России, но при этом имеющие центральный офис в другой стране.
— Российские компании.
Есть организации, которые не определяются, как плательщики налога на прибыль. Речь идет о плательщиках ЕНВД в части доходов, полученных от деятельности и субъектах малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Неактуален этот вид сборов и в отношении организаций, деятельность которых относится к игорному бизнесу и сельскохозяйственной деятельности, где прибыль формируется особым образом.
Объект налогообложения
В качестве такого объекта определяется валовая прибыль компании, которая, по сути, есть сумма нескольких величин:
- убытки или прибыль от основных фондов и другого имущества предприятия;
- прибыль или убыток от реализации работ, услуг и продукции;
- доходы, полученные от внереализационных операций, которые уменьшены на сумму расходов по этим же операциям.
Поскольку экономическая сущность налога на прибыль сводится к обложению дохода предприятия, стоит определиться с тем, что подразумевается под этим термином.
В качестве прибыли признаются:
- в случае с российскими организациями — доходы, которые были получены, с учетом их уменьшения на величину произведенных расходов;
- для иностранных организаций — доходы, поступившие от любых источников в РФ;
- для иностранных компаний, которые для осуществления деятельности используют представительства, — это доходы, полученные при помощи данных представительств, уменьшенные на сумму расходов.
Виды доходов организации
Если классифицировать прибыль компаний, то можно выделить 2 ключевые группы:
- внереализационные доходы;
- прибыль, полученная посредством реализации имущественных прав, работ или услуг.
Важно понимать, что к прибыли могут быть отнесены те доходы, которые были получены как путем продажи товаров собственного производства, так и продукции, приобретенной ранее. Определение выручки за товары происходит на основании суммирования всех поступлений, имеющих отношение к расчетам за реализованные товары или услуги.
Также экономическая сущность налога на прибыль подразумевает обложение доходов, которые были получены как в рублях, так и в иностранной валюте.
Как действует налог в отношении физических лиц
Налог на прибыль помимо организаций распространяется на лиц-резидентов, получающих доходы зарубежного и отечественного происхождения, а также физических лиц-нерезидентов, которые получают прибыль посредством операций в пределах РФ.
Сущность налога на доходы физических лиц сводится к обязательному участию граждан в поддержке государства частью своих доходов. В ответ государство обеспечивает населению доступ к определенным неделимым благам. Этот баланс должен всегда соблюдаться, иначе граждане не будут иметь достаточной мотивации к уплате налога на их доходы.
НДС
Сущность налога на добавленную стоимость, который является косвенным, сводится к изъятию в государственный бюджет определенной части добавленной стоимости, формируемой на всех этапах производства продукции, работ или услуг. Уплата производится по мере реализации товара компании.
Что касается процентных ставок, то они могут отличаться в зависимости от объекта обложения. Определение облагаемого оборота происходит на основании стоимости продукции, которая реализуется. Сюда включаются любые виды денежных средств, получаемых компанией, если они поступили после расчета за поставленный организацией товар.
В качестве плательщиков можно определить индивидуальных предпринимателей, предприятия, а также тех лиц, которые производят перемещение товаров через таможенную границу РФ, именно они осуществляют перечисления. Но по сути конечным плательщиком НДС выступает все же покупатель.
Рассмотреть стоит и сущность транспортного налога. Он является обязательным к уплате на территории конкретных субъектов РФ. Что касается объектов налогообложения, то ими признаются транспортные средства, которые были зарегистрированы на территории РФ.
Для того чтобы определить сумму, показанную к уплате, нужно умножить количество лошадиных сил двигателя транспортного средства на количество месяцев владения в году и налоговую ставку, которая может изменяться в зависимости от региона.
Использование налоговой системы является необходимой мерой для гармоничного взаимодействия государства и граждан, а также стабильного экономического роста страны.
businessman.ru
1. Понятие и сущность налогов
Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.
Значимые характеристики нал платежа:
Законодательная основа
Обязательность
Индивидуальная безвозмездность
В пользу субъектов публичной власти. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика. Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное. Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная.
2. Функции налогов
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Фискальная функция — обеспечение финансирования государственных расходов.
Регулирующая функция — государственное регулирование экономики.
Социальная функция — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними
Стимулирующая функция
фискальная функция — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
регулирующая.Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др
стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Элементы налога
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;;
налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки .
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
studfiles.net
Экономическая сущность налогов
Понятие и возникновение налогов
Определение 1
Налоги — это обязательные платежи, которые выплачивают налогоплательщики (физические и юридические лица) в пользу государства по установленной законодательством ставке.
Налоги по своей сущности являются необходимым звеном общественных экономических отношений начиная с момента становления государственности. Развитие и преобразование форм государственного строя неизменно сопровождается изменениями в налоговой системе.
На современном этапе развития общества налоги представляют основную форму государственных доходов. Кроме данной исключительно финансовой функции налогов, механизм налогообложения применяется с целью экономического воздействия государственных структур на общественное производство, конкретнее на его структуру, динамику, а также на состояние научно-технического прогресса.
Возникновение налогов связано с появлением товарного производства, а также с классовым разделением общественности.
Сущность налогов и налогообложения с экономической и юридической точек зрения
Налоги с экономической точки зрения представляют собой инструменты фискальной политики государства и одновременно являются методом косвенного регулирования на макроуровне важных экономических процессов.
Налоговые отношения с точки зрения юридической – это система таких специфических обязательств, которые с одной стороной представлены государством, а с другой стороны субъектами налогообложения, на которых возлагается обязанность осуществлять налоговые платежи в бюджет государства в соответствии с его действующим налоговым законодательством.
Обычно принято выделять два ключевых направления, регулирующих уровень доходности государства по налогообложению:
Первое направление состоит в накоплении налоговых платежей и тем самым формировании части бюджета. Второе направление — стимулирование определенных отраслей экономики и видов экономической деятельности. В этом направлении проявляется регулирующая функция налогов.
Налоговая система Российской Федерации представлена общей совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих обязательный платежей, которые взимаются с налогоплательщиков (физлиц и юрлиц) в установленном законодательством порядке.
Систему сущностных налоговых характеристик представим на рисунке.
Основные функции налогов
- Функция фискальная. Данная функция обеспечивает формирование финансов государства нужных для реализации его социальной, бюджетной и прочих программ, а также необходимая для возможности существования институтов государства.
- Функция экономическая (социальная). Данная функция предназначается для справедливого социального перераспределения доходов по намеченным социально-экономическим приоритетам и уровню значимости субъектов. Таким образом данная функция отражает инструмент косвенного регулирования экономической системы.
- Функция регулирующая. Данная функция раскрывается в том, что налоги представляют собой инструмент влияния на систему воспроизводства (замедляя его темпы или наоборот стимулируя накопление капитала, платежеспособный спрос и т.д.).
- Функция контроля. Эта функция заключается в осуществлении контроля государством при помощи налогов доходов и расходов налогоплательщиков.
Для наглядности функции налогов отразим на рисунке.
Принципы российского налогообложения
Всеобщность – налоги охватывают все экономические субъекты, которые получают доходы.
Стабильность — устойчивость во времени налоговых ставок и видов налогов.
Равнонапряженность – обеспечение равного уровня нагрузки субъектов с одинаковыми доходами.
Обязательность — неизбежность выплаты налога в добровольном или принудительном порядке.
Социальная справедливость (горизонтальная и вертикальная) – обеспечение государством установления ставок налогообложения и налоговых льгот так, чтобы они ставили всех налогоплательщиков приблизительно в равные условия.
spravochnick.ru
Экономическая сущность налогов
1. Понятие налога и сбора
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
Налогообложение – взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора:
o И налог и сбор обязательны
o И налог и сбор принудительны
o И налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:
o Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
o Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
o Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
o Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
o Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
2. Функция налогов
Функция налогов – проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.
Выделяют следующие функции:
o Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
o Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
o Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
o Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
o Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
3. Элементы налогообложения
По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Налогоплательщики и плательщиками сборов — организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.
К элементам налогообложения относятся:
o Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
o Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.
o Налоговый период. Налоговый период – период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – один год.
o Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
o Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
o Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
4. Принципы и методы налогообложения
Принцип – базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные:
o Принцип справедливости . Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
o Принцип определённости . Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
o Принцип удобства . Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
o Принцип дешевизны . Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
o Принцип однократности налогообложения . Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
o Принцип гибкости налога . При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
o Принцип политической ответственности . Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
Методы налогообложения .
Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения :
o Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
o Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)
o Прогрессивный . С ростом налоговой базы растёт базовая ставка
o Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
5. Способы уплаты налога
Существует четыре основных способа уплаты налога:
o Уплата по декларации . Декларация – документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.
o Кадастровый способ . Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)
o Уплаты налога у источника . Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.
mirznanii.com